Все положительные впечатления портят ухабы и кривизна рельсов, которые не ремонтировались много лет.
Утром 16 ноября журналисты DonDay стали первыми пассажирами нового трамвая с бортовым номером №302 в Новочеркасске. В этот раз мы не просто понаблюдали за их обкаткой со стороны, но и оценили ходовые качества изнутри. Собственно, мы были единственными пассажирами вагона, потому что о том, чтобы запустить их по регулярному маршруту, пока даже речи не идет. И виной тому удручающее состояние путей, которые не ремонтировались более пяти лет.
Водитель трамвая Михаил Паращенко рассказал немного о комплектации и возможностях новой техники. Например, тронуться рывком на новом трамвае невозможно, даже если резко нажать на педаль газа. Компьютер полностью регулирует ход вагона, поэтому все его движения очень плавные. Скорость он набирает быстро благодаря мощным двигателям, но делает это плавно. Двери тоже снабжены автоматикой. Например, если при закрытии в двери попала рука или нога пассажира, то они автоматически снова откроются наподобие дверей лифта. А если вдруг водитель забыл закрыть двери и тронулся с места, компьютер закроет их автоматически. Мы уже писали ранее о кнопках сигнала водителю и стоп-кране для экстренных случаев. В общем, различных удобств для пассажиров тут достаточно. Подумали вагоностроители и о водителе. Например, трамвай никогда не покатится сам, если, например, стоит на уклоне. Да и в самой кабине все очень удобно и комфортно. Все системы управления под рукой, а бортовой компьютер показывает всю необходимую информацию, имеет обширные настройки и даже ведет статистику всей своей работы.
Ну и опять о минусах салона для пассажиров. Во-первых, двухуровневый пол очень не удобен для передвижения по салону. В середине трамвая низкий пол, а чтобы перейти вперед или назад, придется подниматься по ступенькам, которые, к тому же, не велики, и здесь легко оступиться, особенно на ходу. Для маломобильных граждан - престарелых людей, инвалидов и просто мам с колясками – передвижение по салону просто невозможно. Придется оставаться в середине трамвая. А сидений здесь всего четыре. Так что большинству таких пассажиров придется ехать стоя. В новом трамвае вообще сидячих мест всего 27. Зато стоячих по паспорту аж 140. Так что эти вагоны при большом пассажиропотоке трудно будет назвать комфортными.
Оценить комфорт сидячих мест нам тоже было сложно из-за отвратительного состояния рельсов. На ухабах пассажиров так швыряет, что если не держаться, то с сидения можно и упасть, а огромные расстояния между рельсами на стыках на жестких сидениях ощущаются всем позвоночником сидящего. А стоять при движении по таким рельсам можно только держась двумя руками за поручни. И это при том, что водитель Михаил сбавлял скорость на кривых участках до 5-7 км/ч. Конечно же, это не вина уральских вагоностроителей, которые, к слову, снабдили свои вагоны довольно серьезными и продвинутыми амортизационными системами. С новочеркасскими дорогами они справиться не в состоянии. Кстати, Михаил поделился с нами впечатлениями от стажировки в Таганроге на таких же трамваях. Там пути отремонтированы, и электротранспорт «летает» по городу со скоростью 50-60 км/ч. При этом, по словам Михаила, скорость даже не ощущается, вагон будто бы плывет.
Надеемся, что и в Новочеркасске пути все же отремонтируют перед тем, как выпускать на линию новые трамваи. Жалко их очень – быстро развалятся на таких дорогах.