
О сетевом маркетинге в наше время, наверняка, слышали все. Ну или почти все. Найти человека, для которого сей термин будет в новинку, непросто, но мнение в обществе относительно этой стратегии бизнеса крайне неоднозначно. Кто-то считает сетевой маркетинг обманом, но тем не менее каждый хотя бы раз в своей жизни сталкивался с дистрибьюторами МЛМ-компаний. Кто эти люди и что их привлекает в подобных компаниях, лучше узнать у профессионалов в этой области. Об истоках становления данного явления и почему именно он предпочел сетевой маркетинг традиционному бизнесу, нам рассказал преуспевающий 30-летний бизнесмен Алексей Овчинников.
Сетевой маркетинг (или МЛМ / MLM – multilevel marketing) – это концепция продвижения на рынке товаров и услуг через независимых дистрибьюторов, каждый из которых может не только продвигать товары и услуги, но и создавать сеть других дистрибьюторов, получая проценты от их прибыли.
Ничего общего с финансовой пирамидой этот бизнес не имеет: он не нарушает закон и может приносить большие деньги, но сотрудничать для этого нужно только лишь с компанией, которая выпускает качественный товар и предлагает услуги по конкурентоспособным ценам.
Идея сетевого маркетинга зародилась в 1930-х годах в США, когда владелец компании California Vitamins Карл Ренборг попытался реализовывать продукцию через покупателей, а не продавцов. Потребители привлекали все новых покупателей, получая за это вознаграждение и за несколько лет компания нарастила оборот до 7 миллионов долларов. Позже компания была переименована в Nutrilite Products, а в конце 1950-х годов два ее бывших сотрудника основали компанию American Way Corporation, известную в наше время как AMWAY.
Массовое распространение сетевой маркетинг получил в 1980-е – 1990-е годы, а оборот около 4 тысяч крупных сетевых компаний, работающих в наши дни, превышает 300 миллиардов долларов, что делает МЛМ наиболее прогрессивной в мире бизнес-схемой.
Заработок бизнесмена в сетевом маркетинге зависит не только от количества покупателей, но и от доходов дистрибьюторов, обучением которых он занимается. Поскольку от прибыли подопечного он получает проценты дохода, главной задачей становится обеспечение пассивного дохода за счет численности и уровня развития сети дистрибьюторов. Это приводит к естественному отбору желающих попробовать себя в МЛМ по двум критериям - желание зарабатывать и обучаемость.
Однако, как и в любом бизнесе, в сетевом маркетинге есть свои плюсы и минусы. И чтобы рассматривать его как возможность заработать, нужно знать хотя бы основные из них.
Очевидным плюсом является постоянное обучение. Поскольку каждый дистрибьютор заинтересован в заработке своих подопечных, для работников организовываются семинары, курсы и встречи с наставниками. По этой же причине не устанавливается и потолок зарплат. Фактически работодатель зарабатывает больше, помогая подчиненному увеличивать доходы. График во многих фирмах свободный, так что развитие и заработок сильно зависит от уровня самоорганизации и количества времени, выделяемого на работу. При правильном его распределении получится не только хорошо зарабатывать, но и расти по карьерной лестнице. Для многих не последним в списке преимуществ будет и возможность личностного роста, повышения коммуникативных навыков, возможность путешествовать и многие другие. К тому же для желающих иметь свое собственное дело МЛМ – самый легкий способ самореализации, ведь сюда не нужно вкладывать большие деньги. Фактически на начальной стадии вклад делается в товары, которые и так многие покупают в магазинах по более высоким ценам, что исключает множество рисков обычной бизнес-схемы.
Главным минусом сетевого маркетинга смело можно называть необходимость много работать и работать добросовестно. В отличие от финансовой пирамиды здесь никто не пообещает сказочных денег без усилий. Под лежачий камень и вода не течет, поэтому, чтобы разбогатеть, придется много учиться и использовать все полученные навыки в деле.
Подводя итог, можно сказать, что сетевой маркетинг – это бизнес не для всех. Для того чтобы хорошо зарабатывать в сетевом маркетинге, необходимы, прежде всего, постоянная работа над собой и стремление вырасти не только как профессионал, но и как разносторонняя личность.